Версия для слабовидящих

Уважаемые родители, какая форма сотрудничества для Вас наиболее приемлема?


Что подразумевает мотивационная готовность ребенка к обучению в школе?

Что подразумевает мотивационная готовность ребенка к обучению в школе?

Мотивационная готовность обеспечивает положительное отношение ребенка к обучению в школе. Благодаря развитию мотивационной готовности, у него формируется положительная внутренняя позиция к учебе, желание учиться.

Формируется мотивационная готовность, главным образом, в условиях семейного воспитания. Если оно построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами лишь одного дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) достигнуть не удается. Осуществляя подготовку к школе, родителям (законным представителям) важно внести определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения.

По мнению специалистов, формируя у детей мотивы учения и положительное отношение к школе, важно направить усилия на решение трех основных задач:

  • формирование правильных представлений о школе и учении;

  • положительного эмоционального отношения к школе;

  • опыта учебной деятельности.

Общаясь с родителями (законными представителями), педагог может рассказать им о составляющих компонентах мотивационной готовности. Можно обратить их внимание на то, что мотивационная готовность к школе включает в себя: внутреннюю мотивацию (т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать), и внешнюю (потому что у него будет новый ранец или ему пообещали купить велосипед).

Специалисты выделяют две группы мотивов. Первая группа: широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений".

Вторая группа: мотивы связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями". Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно, позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав двух групп мотивов способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника". Этому новообразованиюЛ.И. Божович предавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Мотивационная незрелость часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности. В тех случаях, когда внутренняя позиция школьника не удовлетворена, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе, боязнь школы, нежелание посещать ее.

Большую роль в формировании мотивационной готовности играет отношение родителей (законных представителей) к обучению ребенка, их рассказы и воспоминания о школе. Важно ориентировать семью на то, что нужно рассказывать положительные факты ребенку, не запугивать школой и не создавать у него ложных впечатлений о том, что в школе игры, перемены, друзья. Важно концентрировать внимание ребенка на том, что в школе, прежде всего, можно узнать много нового и интересного.